Управление автомобилем должно быть совершенно понятным для других участников дорожного движения. Опыт и количество пройденных километров напрямую связаны друг с другом. Психологи изучили и выделили этапы поведения, через которые проходит водитель, прежде чем доберется до высокой степени безопасной езды.
1. Преодоление постоянно сопровождающего его чувства опасности. Длится от нескольких дней до нескольких недель. В этот период водитель находится в сильном психическом напряжении. На дороге он пытается избегать критических и конфликтных ситуаций.
2. Недооценка опасности. В результате того что водитель на первом этапе старался уклониться от опасных ситуаций, он начинает думать, что у него все «отлично» получается, и перестает перестраховываться. Этап длится в среднем в течение 3-4 тыс. км пробега.
3. Коррекция повышенного чувства безопасности. Практический опыт и разные ситуации на дороге способствуют снижению завышенного чувства безопасности.
4. Объективная оценка опасности. Полученные навыки и опыт теперь помогают не забыть об возможных опасностях на дороге.
5. Снижение чувства безопасности. Соответствует первым 3-4 годам практики.
Эти явления психологи объясняют следующим образом. Высокий уровень профессионального умения шофера приводит к притуплению бдительности и снижению осторожности. Практика доказывает, что самые страшные ДТП чаще случаются с опытными водителями. Это еще раз свидетельствует о том, что на безопасность вождения влияет не столько стаж и опыт водителя, сколько его психологические особенности.
Иногда бывает так, что первоначальное чувство восторга от личного управления машиной проходит, и у вас исчезает желание ездить, ухудшается настроение, вы не хотите больше садиться за руль. Специалисты называют это «пресыщением». Если с вами такое случилось, нужно обязательно отдохнуть.